(Девочкина) († 18.11.1547, Москва), прп. (пам. в Неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московская, «схимначальница» Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря. Из рода служилых землевладельцев, помещиков Галичского, Нижегородского и Суздальского уездов. Учитывая, что в «Дворовой тетради» сер. XVI в. Девочкины фигурируют лишь по Суздальскому у., очевидно, что эта ветвь рода обладала более высоким общественным статусом, чем и объясняется постриг Е. в суздальском в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыре, состоявшем под покровительством великокняжеской семьи. Возможно, монашеские имена родителей Е. приведены в начале поминания ее рода в синодике Новодевичьего мон-ря: инок Сергий и инокиня Таисия. Предположение, что отцом святой был тысячник 3-й статьи по Москве, дворовый сын боярский по Суздалю Семен Никитин, сын Девочкин (АРГ: АММС. 1998. С. 48-46; ТКиДТ. С. 65, 154), маловероятно. Во вкладной книге Новодевичьего мон-ря отмечено поминание Ивана Девочкина под 31 янв. и под 20 июля за вклад 50 р., в синодике мон-ря приводится поминание рода Анисии Девочкиной (Источники. 1985. Вып. 1/2. С. 183, 204, 263); определить даты жизни и степень родства этих лиц с Е. не представляется возможным. В миру Е. могла носить имя Агриппина, поскольку память Е. указывается во вкладной книге Новодевичьего монастыря под 23 июня - на память мц. Агриппины Римляныни (Там же. С. 202). Впрочем, не исключено, что имя Агриппина святая получила при постриге, а Елена - это имя преподобной в схиме.
Наиболее ранние достоверные сведения о Е. относятся к весне 1525 г., когда она вместе с 18 монахинями суздальского Покровского мон-ря перешла в основанный вел. кн. Московским Василием III Иоанновичем по обету Новодевичий мон-рь (Зимин А. А. Россия на пороге Нового времени. М., 1972. С. 294). В духовной грамоте Е. об этом сообщается следующим образом: вел. князь «взял меня из обители Пречистые Богородицы честнаго и славного ее Покрова ис Суздаля не моим хотением, но Божьим изволением с вами, моими госпожами, и служебники и приказал монастырь ведати мне, да со мною Софье Ковурове, да Феофане». Причина основания новой обители вел. князем раскрывается в его словах, обращенных к инокиням: «Молите Господа Бога о чадородии», т. е. о даровании наследника (АРГ: АММС. С. 299, 301). Две ближайшие помощницы Е. также упоминаются в монастырском синодике как схимонахини Феофания и София (Источники. 1985. Вып. 1/2. С. 283). Родственники Софии (Ковуровой (Кауровой)) Иван Иванович, Юрий и его супруга Евпраксия Кауровы являлись вкладчиками Новодевичьего мон-ря (Там же. С. 166, 173, 175, 184, 200, 203). Поминальный вклад в 80 р. по скончавшемуся ок. 21 июля 1538 г. Юрию, сделанный в Троице-Сергиев монастырь его племянником, был дополнен 1 нояб. того же года 20 р. Е. для «вечного» поминания усопшего (АРГ: АММС. С. 496-497). Феофания находилась с Е. до кончины последней и упомянута в духовной грамоте Е. во главе монастырских стариц. В связи с гибелью ранних документов архива Новодевичьего мон-ря (очевидно, во время набега крымского хана Девлет-Гирея и пожара Москвы в мае 1571) мы не располагаем точными данными ни о времени, в течение к-рого Е. управляла мон-рем, ни о ее сане, ни о составе монастырских земельных владений в тот период. Нек-рые данные позволяют считать, что во 2-й пол. 20-х - 40-х гг. XVI в. монастырские вотчины располагались в Бежецком Верхе, во Владимирском, в Дмитровском, в Кашинском, в Клинском, в Московском, в Рузском уездах (Антонов А. В. Вотчинные архивы московских мон-рей и соборов XIV - нач. XVI в. // РД. 1997. Вып. 2. С. 193-194).
Незадолго до кончины Е. по благословению Московского митр. св. Макария составила завещание (духовную грамоту), содержащее важные биографические сведения о самой составительнице, уникальные сведения по начальной истории мон-ря. Е. упоминает о своей слепоте и глухоте, о множестве «всяких немощей», постигших ее в старости. Ко времени составления духовной Е. уже не возглавляла обитель (в документе упом. игум. «Евникея»), но, безусловно, пользовалась большим авторитетом. Завещание Е. является своего рода уставом для насельниц Новодевичьего мон-ря, созданным, как указано в духовной, «советом» вел. кн. Василия III. По-видимому, положение настоятельницы в аристократической обители было нелегким. Как следует из духовной, родственницы монахинь - «кнеини» и «боярыни» - стремились подолгу оставаться в обители, сохраняя мирской образ жизни - с прислугой, неуставными трапезами. Е. выступает как сторонница строгого общежития, в духовной она запрещает мирянкам жить в мон-ре, монахиням не разрешает держать прислугу, иметь в кельях еду и напитки. В борьбе со злоупотреблениями святая, по-видимому, опиралась на поддержку Первосвятителя Русской Церкви (его имя она трижды упоминает в завещании) и вел. князя. О существовании духовной близости между Е. и Василием III свидетельствует завещание Е., где упоминаются «слезы, и моление теплое, и горькое воздыхание» вел. князя, горевавшего об отсутствии наследника. Молодого царя Иоанна IV Васильевича Е. характеризовала монахиням как «пастыря, и кормителя, и промышленника во всем». В духовной приведены цитаты из Свящ. Писания, святоотеческих творений, Скитского патерика, что характеризует Е. как начитанного человека. Святая является одним из адресатов послания прп. Максима Грека «честным рабам и угодницам Христу Исусу Богу нашему игуменье Евникее и инокиням Елене, Анастасии и Феофании» (публ.: Буланин Д. М. Переводы и послания Максима Грека: Неизд. тексты. Л., 1984. С. 212. № 12). В письме, отправленном ок. 1547 г., прп. Максим благодарит монахинь за оказанную ему материальную помощь и дает духовные наставления.
Е. была похоронена у сев. стороны алтаря монастырского Смоленского собора. В 1-й пол. XIX в. в алтарную стену собора перед гробницей была вставлена каменная плита с памятной надписью, сохранившаяся до наст. времени. В кон. XVII в. над надгробными плитами Е. и Феофании (скорее всего прибывшей вместе с преподобной из Покровского монастыря) была установлена часовня, перестроенная в 1720-1722 гг. После уничтожения кладбища и перепланировки монастырской территории в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. могильный камень с именем Е. приблизительно указывает первоначальное место ее захоронения.
Е. издревле почиталась в Новодевичьем мон-ре. «Година Олене Девочкине, первой начальной строитель», «память старице Елене Девочкине, первоначальной во обители Пречистые Богородицы» и ее роду были записаны во вкладной книге Новодевичьего мон-ря 1674/75 г. и в монастырском синодике 1705 г. К нач. XVIII в. относятся свидетельства общерус. почитания Е. Она прославляется в «Похвале русским святым» (1-я четв. XVIII в.): «Преподобная Елена, московская игуменья, всеизрядная учительница девственного чина, вождь ко спасению известна» (РГАДА. Ф. 188. Ед. хр. 1200. Л. 20). В «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.) о Е. сообщается: «Преподобная мати Елена, игуменья Новодевичья монастыря, преставися в лето 7056 месяца ноября в 18 день» (С. 75). Торжество возобновления почитания Е. состоялось в Новодевичьем мон-ре 10 авг. 1999 г., в день празднования Смоленской иконы Божией Матери. После литургии, совершенной в Смоленском соборе Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, прозвучали новосоставленные тропарь и кондак преподобной. В монастырской иконописной мастерской написан новый образ святой.
О традиции изображения Е. упомянуто в иконописном подлиннике XVIII в., принадлежавшем Г. Д. Филимонову, под 18 нояб.: «Подобием аки Евдокия, ризы преподобническия, исподняя зеленая» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 39); в рукописи кон. XVIII в. она тоже уподобляется прмц. Евдокии (БАН. Строг. № 66. Л. 55; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 49). В часовне над могилой Е. в Новодевичьем мон-ре находилась икона (вероятно, 60-х гг. XVII в.), где под Смоленским образом Божией Матери на фоне церкви были изображены в молении Е. («бывшая сия пречистыя обители начальница») и мц. Гликерия.
Е. представлена на прориси, выполненной ок. 1902 г. иконописцем В. П. Гурьяновым с иконы «Спас Смоленский, с Московскими святыми» 2-й пол. XVII в. из молитвенного дома Преображенского старообрядческого кладбища в Москве (местонахождение оригинала неизв.),- оглавно, в правой части над образами блгв. князей, в округлом клобуке или в плате, на нимбе надпись: «Пр Елена». Предположительно образ Е. помещен в верхнем ряду группы избранных рус. святых (в т. ч. Московских), предстоящих Пресв. Богородице с Младенцем, на прориси с иконы XVII в. («Моление о народе»).
Сохранилась икона посл. четв. XIX - нач. XX в. (ГИМ), написанная в живописной манере в мастерской Новодевичьего мон-ря, на к-рой Е. представлена вместе со схим. Домникой и с послушницей Феофанией - в центре, в рост, в схиме, с куколем на голове, руки сложены крестообразно на груди, на правой - четки; в облаках - благословляющий Иисус Христос (Трутнева Н. Ф. Игумении Моск. Новодевичьего мон-ря (1525-1920 гг.) // Новодевичий мон-рь в рус. культуре: Мат-лы науч. конф. 1995 г. М., 1998, 2001. С. 58. Рис. 1. (Тр. ГИМ; 99)).
В составе Собора русских святых Е. показана на иконах поморского извода в правой группе мучеников, блгв. князей и св. жен: в куколе, крайней справа после блгв. кн. Евдокии (Евфросинии) Московской - на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК); на образе 1814 г. письма Петра Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись с именем «с княгиня Елена игумени[я] Мос[ковская]» - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463); на иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. надпись не сохранилась (ГТГ - Icônes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). Оплечный образ Е. также введен в верхний ряд св. жен в правой княжеской группе на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР), надпись: «п Елена мос(к).».
Е. изображена на хромолитографии «Собор святых жен, просиявших в Русской земле» 2-й пол. XIX в. из ц. во имя ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского мон-ря в С.-Петербурге (обретена в 2002 в дер. Дмитриево Череповецкого р-на Вологодской обл., на берегу Рыбинского водохранилища, возможно, происходит из Леушинского мон-ря, см.: Рус. жены-мироносицы: Обретение уникальной иконы // Леушино: Газ. 2004. № 8(85). 25 апр. С. 1-2).
К прославлению Е. в лике местночтимых Московских святых в 1998-1999 гг. худож. С. Мелкозёровым выполнен образ Е. в традиц. иконописной стилистике на золотом фоне - в рост, в островерхом куколе и с наперсным игуменским крестом, с раскрытой ладонью десницы и длинными четками в левой руке, на верхнем поле - поддерживаемый ангелами Смоленский образ Божией Матери (в наст. время в трапезном Успенском храме обители, см.: Моск. Богородице-Смоленский Новодевичий мон-рь: Альбом. М., 2004. С. 22). Аналогичный поясной образ того же автора участвовал в чине канонизации святой, существуют оплечные варианты, в т. ч. на ее надгробии (Там же. С. 6, 70, 80). Е. с наперсным крестом представлена в одном из медальонов росписи свода трапезной Горненского Казанского жен. мон-ря в сел. Айн-Карем близ Иерусалима (2006).